Системный подход к разработке обучающей среды в инженерии искусственного интеллекта

11 Jul 2025, 14:15
15m
Room 420

Room 420

Speaker

Anna Milovidova

Description

Современные вызовы цифровой трансформации требуют подготовки инженеров искусственного интеллекта, способных не только работать с передовыми технологиями, но и решать комплексные междисциплинарные задачи в условиях быстро меняющихся требований отрасли. Цель исследования — создание цифровой образовательной среды, интегрирующей инструменты и методологии, обеспечивающие системную и практико-ориентированную подготовку специалистов в области инженерии ИИ.
Ключевым компонентом инфраструктуры выступает виртуальная лаборатория, предоставляющая доступ к распределённым вычислительным ресурсам и современным фреймворкам (TensorFlow, PyTorch, Scikit-learn, Apache Spark, Hadoop и др.). Учебные кейсы разработаны с учётом матрицы профессиональных компетенций, сформированной на основе анализа более 100 вакансий AI/ML-специалистов и охватывают широкий спектр задач: от основ нейросетей до трансформеров, генеративных моделей и интеллектуальных чат-ботов.
Исследование базируется на системном подходе, который предполагает формализацию научных проблем, иерархическое представление задач, создание единого методологического пространства и языка взаимодействия между участниками. Особое внимание уделено базовым задачам ИИ: ретрогнозу, прогнозу, поиску, разведке, классификации и построению. Для их решения применяются алгоритмы кластеризации, регрессионного анализа, методы отбора признаков и редукции размерности, а также нейронные сети, включая RNN, LSTM и глубокие CNN.
В исследовании подчёркивается важность подготовки студентов к решению мультидисциплинарных задач, характерных для слабоформализованных наук — экологии, медицины, геологии, государственного муниципального управления и др. Такие задачи требуют не только владения ИИ-инструментами, но и умения формулировать задачи, переводить их на формализованный язык данных, разрабатывать соответствующий инструментарий и интерпретировать результаты с учётом прикладного контекста.
Результаты апробации показали рост качества усвоения материала, формирование устойчивых практических навыков и высокий уровень мотивации студентов. Виртуальная лаборатория обеспечила гибкость и масштабируемость обучения, что особенно важно для подготовки специалистов в условиях постоянного технологического обновления.
Таким образом, проведённое исследование представляет собой инновационный образовательный комплекс, объединяющий современные технологии, системное мышление и прикладной фокус. Оно не только отвечает актуальным требованиям рынка, но и закладывает фундамент для подготовки специалистов, способных решать задачи будущего на стыке науки, технологий и общества.

Authors

Anna Milovidova Elena Kirpicheva (Dubna International University of Nature, Society, and Man. Institute of system analysis and management) Evgenia Cheremisina (Dubna International University of Nature, Society and Man. Institute of system analysis and management)

Presentation materials

There are no materials yet.